Публикации Новая реальность: нейросети и искусственный интеллект в системе среднего профессионального образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Новая реальность: нейросети и искусственный интеллект в системе среднего профессионального образования
Автор: Романовская Елена Владимировна

«Новая реальность: нейросети и искусственный интеллект в системе среднего профессионального образования»Аннотация: в статье рассматриваются перспективы, возможности и вызовы внедрения нейросетей и искусственного интеллекта (ИИ) в среднее профессиональное образование (СПО). Анализируются существующие практики и прогнозируется развитие цифровых технологий в обучении. Особое внимание уделено роли педагога в условиях цифровизации, а также этическим аспектам применения ИИ.Ключевые слова: нейросети, искусственный интеллект, СПО, цифровизация образования, инновации, образовательные технологииСовременное общество вступило в эпоху цифровизации, где искусственный интеллект и нейросети становятся неотъемлемой частью многих сфер жизни, в том числе и образования. Одной из наиболее перспективных областей применения данных технологий становится система среднего профессионального образования (СПО), перед которой стоят задачи подготовки молодых специалистов, способных работать с новейшими технологическими решениями и быстро адаптироваться к требованиям рынка труда [4].Нейросети и ИИ уже сегодня меняют облик профессионального образования, делая его более индивидуализированным, интерактивным и эффективным. Каковы перспективы развития этих технологий в СПО? Каким образом меняются методы и формы работы преподавателя? Какие вызовы стоят перед образовательным сообществом в условиях цифровизации? Ответы на эти вопросы актуальны для каждого участника образовательного процесса.Одна из главных особенностей ИИ — способность анализировать большие объёмы данных, выявлять закономерности и адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого студента. Это делает обучение более адресным, позволяет педагогу эффективнее выявлять пробелы в знаниях, строить индивидуальные траектории развития обучающихся.1. Персонализация обучения: ИИ может анализировать результаты контрольных работ, скорость усвоения материала, участие в проектной деятельности и предлагать уникальные образовательные маршруты для каждого студента. Например, обучение может быть адаптировано для студентов с разным уровнем базовых знаний или с особенностями восприятия информации. Специальные платформы позволяют автоматизировать диагностику образовательных затруднений и своевременно корректировать программу.2. Автоматизация рутинных процессов: ИИ и нейросети значительно снижают нагрузку на педагогов, автоматизируя ряд рутинных операций: проверку тестовых заданий, ведение электронного журнала, составление расписания, генерацию дополнительных материалов. Как следствие, преподаватели могут больше времени уделять творческой, методической работе и индивидуальному взаимодействию со студентами.3. Современные цифровые инструменты: Образовательные платформы, созданные на основе ИИ, применяют средства генерации мультимедийного контента, автоматического подбора учебных материалов, онлайн-ассистентов и чат-ботов, готовых ответить на типовые вопросы студентов. Нейросети способны создавать симуляторы профессиональных ситуаций, что особенно важно для подготовки по техническим, медицинским и сервисным специальностям.4. Повышение мотивации и вовлеченности: Игровые и симуляционные модули, поддерживаемые ИИ, делают процесс обучения более интересным. Студенты могут получать мгновенную обратную связь, видеть собственный прогресс и участвовать в интерактивных заданиях, что повышает мотивацию к обучению и успеваемость [2].Примеры использования ИИ и нейросетей в СПО:1. Системы адаптивного обучения. Использование платформ на основе искусственного интеллекта (например, «Яндекс.Учебник», MindSmith, Google Classroom c AI-надстройками) позволяет автоматически подбирать индивидуальные задания и адаптировать подачу материала в зависимости от отклика студента.2. Виртуальные лаборатории и симуляторы. В технических колледжах и училищах активно применяются симуляторы профессиональных ситуаций, которые работают на базе нейросетей. Например, тренажёры по электротехнике, сварке, автоматизации, обслуживанию автомобилей позволяют без риска для оборудования и здоровья отрабатывать практические навыки и взаимодействовать с оборудованием онлайн.3. Автоматическая проверка и обратная связь. ИИ-системы проверяют письменные работы, оценивают практические задания по видеозаписям, а также формируют индивидуальные рекомендации и планы по устранению выявленных недостатков в знаниях.4. Поддержка инклюзивного образования. Применение технологий искусственного интеллекта позволяет эффективно обучать студентов с ограниченными возможностями здоровья: автоматические системы распознавания речи и жестов, умные субтитры, голосовые помощники и другие инструменты делают СПО более доступным для всех категорий обучающихся [4].Внедрение нейросетей и ИИ не отменяет роли преподавателя, а выводит его на новый профессиональный уровень. Преподаватель становится организатором, модератором и наставником, использующим ИИ как эффективный инструмент.Новые задачи педагога:
  • построение индивидуальных образовательных траекторий с использованием ИИ;
  • критическая оценка и адаптация цифровых материалов;
  • развитие у студентов навыков работы с информацией, цифрового мышления, умения использовать ИИ в профессиональной деятельности;
  • обеспечение этической составляющей использования ИИ (корректное использование данных, защита конфиденциальности).
  • Образовательным учреждениям важно готовить педагогов к работе с современными технологиями, проводить повышение квалификации по вопросам цифровизации и искусственного интеллекта.Несмотря на очевидные преимущества, цифровая трансформация образования сопровождается рядом сложностей:
  • защита персональных данных: автоматизированные системы работают с большими массивами информации о студентах, поэтому остро стоит вопрос о конфиденциальности и этике обработки этих данных;
  • технологическое неравенство: не все регионы и учебные заведения обладают равными возможностями для внедрения ИИ — актуальна проблема цифрового разрыва между городом и селом;
  • гуманизация образования: существуют опасения, что чрезмерная автоматизация убавит личностный компонент образования. Важно помнить о воспитательной функции педагога, которая не может быть полностью дублирована искусственным интеллектом;
  • проблема доверия: Студенты и педагоги должны быть уверены в справедливости и прозрачности решений, принимаемых ИИ [1].
  • Преодоление этих вызовов возможно только при комплексном, поэтапном внедрении инноваций и активном участии всех заинтересованных сторон.Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие 5–10 лет искусственный интеллект и нейросети станут основой современной образовательной среды не только в вузах, но и в системе СПО. Важно развивать: государственные и региональные программы цифровизации СПО; создание отечественных образовательных платформ с интеграцией ИИ-инструментов; систему подготовки и переподготовки специалистов, способных работать в условиях автоматизации и цифровых технологий; дополнительную мотивацию преподавателей к освоению новых инструментов.Внедрение нейросетей и искусственного интеллекта станет не только ключом к новым образовательным возможностям, но и драйвером повышения качества подготовки молодых специалистов.Искусственный интеллект и нейросети открывают новые горизонты для развития системы среднего профессионального образования. Они преображают содержание, методы и формы обучения, делают его гибким, доступным, структурированным и ориентированным на современного ученика. Однако успех цифровой трансформации зависит от готовности образовательного сообщества к изменениям, совершенствования цифровой инфраструктуры, повышения квалификации педагогов и обеспечения этических стандартов.В ближайшем будущем СПО может стать площадкой для новых, эффективных образовательных практик, в которых человек и технологии работают в тесном содружестве ради общего результата — подготовки конкурентоспособных, грамотных специалистов для экономики будущего.
    -