Публикации
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе
Автор: Юрицына Мария Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе
Автор: Юрицына Мария Юрьевна
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группеВажнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», введена новая ФОП ДО которая предъявляет требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.Предметная среда должна предоставлять ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя, побуждать дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.Дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, их игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое пространство в подготовительной группе усложняется. В нём появляются несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Предметно – пространственная зонирована и организована с учётом требований ФОП, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитиеОбразовательная область «Познавательное развитие» включает в себя центр науки и естествознания, центр математики, нравственно-патриотический центр, строительный (конструктивный) центр.В нравственно-патриотический центр помещена государственная символика России, символика родного края, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстративный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, с образцами народного декоративно-прикладного искусства России, образцы полезных ископаемых нашего края.Центр науки и естествознания включает в себя экологический цент и зону экспериментальной деятельности, которая в подготовительной группе представлена многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д., а также предметами, необходимыми для осуществления опытной деятельности: лупа, микроскоп, весы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам наблюдения. Экологический цент служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В центре находятся различные виды комнатных растений, альбомы и пособия по экологическому воспитанию дошкольников, дидактические игры, широко представлен иллюстративный материал растений и животных, занесённых в Красную книгу Алтайского края. Пособия используются на занятиях, в утренний и вечерний отрезок времени. Важным составляющим центром природы является календарь природы, выполненный совместно воспитанниками и воспитателем.Центр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры и головоломки, имеется большой перечень дидактических игр математической направленности.«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного центра (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор, различный конструктор Лего) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»Центр сюжетно-ролевых игр. В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал размещается таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровые модули легко перемещаются с места на место. В группе находятся специальные игровые модули, включающие в себя все атрибуты для той или иной игры.Например, для сюжетно-ролевой игры в «Больницу» в наличии имеются халаты, шапочки доктора, медицинские инструменты, аптечка. В «Салоне красоты» имеются расчёски, фен, различные флаконы, коробочки, журналы с фотографиями модельных стрижек, различные заколки, резинки для волос, косметички и др. Также в группе представлены модули и атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Я - строитель», «Семья», «Столярная мастерская».В Центре безопасности дорожного движения рассказывается о правилах поведения на дороге. Представлены макет улицы, различные машины, дорожные знаки, плакат «Соблюдай правила дорожного движения», игры, книги по данной тематике.Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»Театральный центр представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. На полках размещаются детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, и т. д.) . Также в данном центре находится аудиомагнитофон с коллекцией детских записей (как сказок, так и подборкой детских песен) .Центр детского творчества, выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, карандаши и фломастеры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, раскраски, дидактические игры. В центре присутствуют альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.Образовательная область «Физическое развитие»«Физкультурно - оздоровительный центр». Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, кегли, кольцебросы и др.Образовательная область «Речевое развитие»Центр грамотности. Центр грамотности включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка должно соответствовать возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иными литературными формами. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном центе помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Также в центре грамотности находятся различные дидактические игры по развитию речи, различные виды образно-символического материала: серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и другие дидактические игры по развитию речи.Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.Развивающая среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.Мы решили создать в группе: предметно - пространственной среду для изучения животных родного края.Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет прививать любовь к природе, творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Организация игровой деятельности в нашей группе с использованием развивающего макета «Животные Алтайского края» направлена на расширение и обобщение знаний: В работе с детьми в дошкольном учреждении мы решили организовать пространственную среду для изучения животных Алтайского края. Такие макеты можно создавать с детьми не только в детском учреждении, но и дома, на даче из подручных материалов. Использование макета расширяется за счет постоянного пополнения экспонатами и вовлечения родителей в образовательный процесс.В работе с детьми мы расширяем представления детей об окружающем мире родного края. Развиваем чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. Создаем условия, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников. Данный макет выполнен в постоянно закрепленном варианте и предназначен для развития всех видов моторики, развития речи, формирования математических представлений, закрепления знаний по темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», а также для социализации детей в ходе изучения родного края.
