Публикации
Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха: задачи, принципы, разделы обучения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха: задачи, принципы, разделы обучения
Автор: Воронина Карина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха: задачи, принципы, разделы обучения
Автор: Воронина Карина Александровна
Система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха: задачи, принципы, разделы обученияАвтор статьи: Воронина Карина Александровна,преподаватель ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»Аннотация: статья посвящена особенностям воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха в условиях специализированных коррекционно-образовательных учреждений. Рассматриваются основные задачи коррекционной работы, направленной на всестороннее развитие детей, преодоление речевых нарушений и формирование навыков общения. Описаны принципы дифференцированного подхода, коррекционной направленности воспитания, формирования речи, развития слухового восприятия и активной деятельности через игровые, изобразительные, музыкальные и трудовые формы работы.Ключевые слова: дошкольное образование, дети с нарушениями слуха, коррекционная работа.Основная цель дошкольного образования детей с нарушениями слуха заключается в обеспечении их всестороннего развития с одновременной коррекцией имеющихся дефицитов.Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха направлена на преодоление социальной недостаточности и содействие процессу социализации, который Л. С. Выготский рассматривал как постепенное «врастание» ребенка в культурную и общественную среду. Для ребенка с нарушениями слуха важно создать условия для целостного психического развития, формирования базиса личностной культуры и возможности ориентировки в окружающей действительности: в предметах, природе, общественной жизни, общечеловеческих ценностях, а также в собственных переживаниях и действиях.Реализация этой цели предполагает обеспечение социального развития детей, высокий уровень познавательной активности, формирование речи как инструмента общения и познания, а также развитие личности дошкольника в целом. При этом особое значение приобретает постановка коррекционной задачи, направленной на преодоление специфических недостатков, связанных со снижением слуха. Согласно представлениям Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития, у ребенка с нарушениями слуха формируются вторичные отклонения, которые проявляются прежде всего в нарушениях речи и общения. Эти отклонения в речевом развитии, в свою очередь, влияют на восприятие, мышление, познавательную деятельность и личностное развитие ребенка.Вся система работы дошкольного учреждения направлена на коррекцию вторичных отклонений — прежде всего на развитие речи и коммуникативных навыков. Формирование речи как средства общения становится одной из ведущих задач коррекционно-педагогической работы. Помимо развития речи, обучения произношению и слуховому восприятию, в дошкольных учреждениях решаются и другие коррекционные задачи, связанные с особенностями познавательного развития и других сфер психической деятельности ребенка.Комплексное решение коррекционных и общеразвивающих задач обеспечивает полноценное развитие дошкольника со сниженным слухом, формирование его готовности к школьному обучению. Воспитание и обучение таких детей строится на основе системы дидактических принципов, включающих: научность, систематичность, доступность и наглядность обучения, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей, а также связь обучения с жизненным опытом ребенка. Помимо общедидактических принципов, выделяются специфические принципы, учитывающие особенности развития детей с нарушениями слуха, содержание и методы работы с ними. Применение данных принципов позволяет выстроить систему коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую гармоничное психическое и личностное развитие детей с нарушениями слуха, а также их успешную подготовку к дальнейшему обучению и социализации.Принцип дифференцированного подхода к воспитанию и обучению. Группа глухих и слабослышащих дошкольников отличается высокой разнородностью по состоянию слуха, речевым навыкам и уровню интеллектуального развития. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет индивидуальной структуры нарушений при организации воспитательного и образовательного процесса, что позволяет создавать оптимальные условия для каждого ребенка и максимально раскрывать его потенциал.Принцип формирования речи как средства общения. Одним из ключевых направлений работы с детьми с нарушениями слуха является обучение языку как средству коммуникации (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.). Этот принцип подразумевает формирование у ребенка потребности в речевом общении, освоение необходимых для этого речевых средств, создание богатой слухоречевой среды, обеспечивающей возможности для речевой практики как в семье, так и в дошкольном учреждении.Принцип развития слухового восприятия ориентирован на максимально эффективное использование остаточного слуха детей. Он предполагает активное использование звукоусиливающей аппаратуры как индивидуального, так и коллективного пользования, что способствует развитию слухового восприятия и улучшению способности воспринимать и анализировать звуковую информацию.Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей строятся таким образом, чтобы в процессе развития различных видов детской деятельности формировались психические новообразования, соответствующие каждому возрастному этапу дошкольного детства.Особое внимание в системе работы с детьми уделяется физическому воспитанию, направленному на укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, формирование потребности в двигательной активности, освоение основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию и профилактику нарушений физического развития. Коррекционная работа включает тренировки равновесия, формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, развитие дыхательных функций и координации движений. Важной задачей физического воспитания является также развитие пространственной ориентировки детей с нарушениями слуха.В дошкольных учреждениях особое внимание уделяется обучению игровой деятельности. Игра способствует развитию интереса к различным видам деятельности, формированию навыков работы с игрушками, развитию ролевого поведения, использованию предметов-заместителей и воображаемых объектов, отражению действий и взаимоотношений людей. Игровая деятельность обеспечивает реализацию множества задач психического развития детей: социальное развитие и нравственное воспитание через коллективные игры, освоение норм поведения, а также формирование умственных навыков путем расширения знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом контексте важную роль играют дидактические игры, способствующие закреплению полученных знаний и развитию познавательных процессов.Развитие изобразительной и конструктивной деятельности обеспечивает сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное формирование и развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного и двигательного. Изобразительная деятельность является одним из наиболее доступных и эффективных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих детей, способствующим развитию художественных навыков и творческого мышления.Важной составляющей работы является трудовое воспитание, которое формирует у детей мотивацию к труду, интерес к различным видам деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умение доводить дело до конца, настойчивость и самостоятельность. Трудовая деятельность также развивает способность помогать окружающим, формирует привычку к целенаправленным усилиям и способствует становлению элементарной культуры труда.Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит через целенаправленную организацию работы по ознакомлению с окружающим миром. Дети постепенно узнают внешний вид, строение и способы использования предметов, необходимых человеку в повседневной жизни, а также изучают условия существования людей и животных. В ходе таких занятий формируются представления о жизни общества, развиваются навыки социального поведения, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также способности к коллективной деятельности.Речевое развитие занимает одно из ведущих мест в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха, поскольку его задачи напрямую связаны с преодолением речевых нарушений и дефицита коммуникативных навыков. На специальных занятиях по развитию речи работа строится по нескольким направлениям: развитие языковых способностей, расширение словарного запаса и формирование понимания значения слов, освоение различных форм речи — устной, письменной, дактильной; отработка разнообразных видов речевой деятельности и проведение элементарных языковых наблюдений.Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и обучению правильному произношению. Основная цель работы по слуховому восприятию у глухих и слабослышащих дошкольников заключается в развитии остаточного слуха: дети учатся воспринимать как речевые, так и неречевые звуки. На базе формирующегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухо-зрительная основа восприятия устной речи, что позволяет формировать навыки речевой коммуникации и развитие активного общения.Интеллектуальное развитие дошкольников с нарушениями слуха осуществляется в тесной связи с их деятельностью и речевыми навыками. Большую роль в этом процессе играют занятия по формированию элементарных математических представлений. Дети овладевают систематизированными знаниями о количестве и числе, величине и форме предметов, изучают пространственные свойства и отношения объектов, а также осваивают элементарные счетные и измерительные умения.Музыкальное воспитание является одним из ключевых направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха. Оно позволяет одновременно решать задачи коррекции и компенсации выявленных дефицитов. Через музыку дети развивают слуховое восприятие, осваивают вокально-интонационное развитие голоса, формируют ритмическое ощущение и координацию движений, а также совершенствуют речевую активность. Важной составляющей работы является развитие слухового восприятия музыки, формирование навыков динамического, ритмического и тембрового слуха, что создает дополнительные возможности для общего речевого и когнитивного развития детей.Таким образом, воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях одновременно направлено на гармонизацию психического развития и подготовку к успешной интеграции в систему школьного образования. Особое значение в образовательном процессе имеют дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и создание полноценной слухоречевой среды, способствующей развитию коммуникативных навыков, а активное вовлечение детей в игровые, изобразительные, музыкальные и трудовые виды деятельности обеспечивает целостное развитие личности, формирует навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, способствует гармонизации эмоциональной и мотивационной сферы ребенка.Список литературы:1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии - М.:АСТ; Астрель, 2008г.2. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Книга по Требованию, 2010.3. Пенин Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / - М.: Каро, 2006.4. Психология глухих детей. – М.: Педагогика, 1971г.5. Сурдопедагогика. / Ред. М. И. Никитина. – М.: Просвещение, 1989.
