Публикации
Цвет в архитектуре
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цвет в архитектуре
Автор: Семикова Алёна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цвет в архитектуре
Автор: Семикова Алёна Сергеевна
УДК 72.017.4ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКАА. С. Семикова, Е. Ю Петрова, Е.А. Бердикова, Н. Е. Лапина (Филиал ФГБОУ ВО «ВГТУ» в городе Борисоглебске)Аннотация: В статье рассматриваются психологическое воздействие цвета, символика цвета в разных культурах, применение цвета в интерьере и экстерьера для создания нужной атмосферы. Приемы для изменения атмосферы интерьерного пространства, экстерьера (фасада). Ключевые слова: цвет; цветовосприятие; символика цвета; интерьерный дизайн; цветовая гамма; экстерьер; фасад.Восприятие цвета формируется под воздействием множества факторов, таких как физиология, психология и культурные особенности. Первоначально исследования в данной области проводились в рамках науки о цвете, однако со временем к изучению этого вопроса присоединились этнографы, социологи и психологи. На данный момент научно доказано, что различные цвета и их оттенки могут вызывать у людей разнообразные эмоциональные отклики, включая радость, грусть, тревогу, меланхолию и другие чувства. Кроме того, различные оттенки одного и того же цвета способны вызывать разные эмоциональные состояния. Так, теплые тона часто ассоциируются с активностью и жизненной энергией, в то время как холодные оттенки способствуют расслаблению и отдыху. Считается, что мягкие светлые оттенки трех основных цветов – красного, желтого и синего, которые можно встретить в природе, оказывают наиболее положительное влияние. Цвета играют важную роль в восприятии и эмоциональном состоянии человека. Красный, например, ассоциируется не только с любовью и страстью, но и с огнем, символизируя силу и энергетику. Однако он может также вызвать ассоциации с конфликтами и опасностью. Оранжевый цвет, сочетая тепло и свет, вызывает чувства счастья и уюта, в то время как фиолетовый создает атмосферу загадочности и роскоши, ассоциируясь с величием и благородством. Желтый цвет ассоциируется с оптимизмом и энергии, что отмечают многие психологи. Он вызывает в воображении образы солнечного света, способствует поднятию настроения и создает атмосферу свободы и открытости. Мягкие оттенки желтого особенно эффективно помогают в борьбе с негативными переживаниями, действуя более быстро, чем многие другие цвета. Коричневый цвет, в свою очередь, считается спокойным и умеренным. Он создает уютную атмосферу, наполняя пространство теплом и миролюбивой атмосферой. Этот цвет символизирует надежность и практичность. Но при выборе коричневого следует учитывать, что некоторые его оттенки могут вызывать неблагоприятные эмоции. В частности, исследования показывают, что мрачные коричневые тона нередко предпочитают люди, находящиеся в состоянии конфликта, что может указывать на пониженный жизненный тонус или подавленное настроение. Зеленый цвет, по мнению многих психологов, обладает наибольшей гармонией и пользой для человека. Он оказывает успокаивающее и целебное воздействие на сознание и эмоциональное состояние. Синий цвет ассоциируется с состоянием спокойствия и умиротворения. Его воздействие может снижать уровень активности, способствуя более глубокому размышлению и созерцанию. Тем не менее, темные и приглушенные оттенки синего могут, наоборот, внушать чувство страха и потерянности. Фиолетовый цвет, особенно в своих насыщенных и глубоких вариантах, считается символом креативности. Художники и ценители живописи часто сильно привязаны к фиолетовым оттенкам. Однако этот цвет обладает свойством избыточного расслабления, что может снижать жизненные процессы и активность. Даже кратковременное воздействие фиолетовых тонов может негативно отразиться на уровне работоспособности.Белый цвет, излучая энергию, наполняет человека свежими силами. Люди, выбирающие этот цвет, как правило, отличаются аккуратностью в общении, способны чувствовать настроения окружающих и проявляют благородство в своих поступках. Оттенки серого имеют разнообразные варианты, каждый из которых способен вызывать разные эмоции. Чистый серый цвет известен своей способностью расслаблять и повышать уверенность. Он создает атмосферу стабильности и рациональности, однако некоторые более темные тона могут ассоциироваться с унынием и вызывать негативные чувства. Особенно темно-серые оттенки могут способствовать подавленному состоянию. Что касается черного цвета, его психологическое значение связано с агрессивным упрямством и защитными механизмами. Существуют мнения, что черный цвет выбирают те, кто намеренно противопоставляет себя своим жизненным обстоятельствам. Часто такие предпочтения могут указывать на внутренний кризис и характеризовать человека как испытывающего трудности с принятием окружающей реальности. В больших объемах черный цвет может угнетать и снижать настроение и продуктивность. Тем не менее, он также может быть динамичным, способствующим глубокому пониманию и символизирующим достоинство. Психологи отмечают, что выбор белого и черного цветов довольно часто наблюдается у людей, переживающих психологические кризисы, а также у детей.Таким образом, выбор цветовых предпочтений оказывается тесно связанным с ключевыми аспектами личности и, в определенной степени, отображает внутреннее состояние человека. Цвет выступает не только как инструмент самовыражения, но и как способ достижения гармонии внутри себя.В ходе исторического развития системы искусственной визуальной информации восприятие цвета претерпело кардинальные изменения. Изначально цвет использовался как простое средство общения, затем стал знаком-символом, а в конечном итоге превратился в систему языкового характера. Наше восприятие цвета в значительной степени визуально и зависит от настроения, ассоциаций, которые вызывают различные цвета, а также от «цветовой подготовленности». Цвет — это одна из категорий познания мира, которая находится наравне с другими категориями, как пространство, время, движение, а также является одним из ключевых культурных концептов.Основными функциями, которые цвета выполняют в культуре, являются коммуникативные (устанавливающие те или иные связи между элементами), символические (указывающие на предмет, явление, сущность) и выразительные (передающие и вызывающие эмоции). Сначала обратим внимание на коммуникативные функции. Здесь проявляется базовая функция цвета — различительная. В отличие от функции различения, выделенная функция подразумевает не только сам факт отличия, но и особый характер этого отличия, который учитывает цветовое соотношение объекта с другими объектами или цветовой средой. В искусственной среде один или несколько объектов могут выделяться среди других благодаря цвету или его насыщенности. Сравнивая цветовые объекты, мы часто замечаем устойчивые цветовые различия, которые выполняют функцию противопоставления.Ранние стадии формирования символических функций цвета можно проследить через трехцветную символику примитивных культур. Трехцветная символика (белый, красный, черный) встречается у различных народов, таких как африканские племена (идембу, догонов, йоруба), малазийские бушмены, австралийские аборигены и североамериканские индейцы, например, чероки.Цветовые знаки – символы можно классифицировать по общим признакам. Первую группу цветовых символов, включающую наиболее распространенные и древние мнемические обозначения, называют ассоциативной. Примеры этой группы: белый – свет, серебро; черный – мрак, земля; желтый – солнце, золото; синий – небо, воздух; красный – огонь, кровь; зеленый – природа, растительность. Благодаря натуралистической ассоциативности эти обозначения первичны во всех культурах и имеют высокую устойчивость.Вторую группу цветовых символов с более широким кругом ассоциаций называют ассоциативно-кодовой. Например: белый – духовность, чистота, невинность; черный – поглощение, материальность, беспросветность; желтый – сияние, легкость, радость; синий – небесность, глубина; красный – активность, страстность; зеленый – спокойствие, безопасность. Эти символические обозначения имеют отдаленное сходство с характеристиками объектов и в конкретных ситуациях приобретают познавательное значение.Третью группу цветовых символов, самую разнообразную и условную, составляют кодовые цветовые символы, в которых цвет не имеет прямого сходства с обозначаемым объектом. В этой группе могут использоваться различные обозначения: желтый – буддизм, богатство; синий – мудрость; красный – демократия; зеленый – ислам и т.д.В Священном писании подчеркивается, что свет и цвет прекрасны благодаря божественному творению. Основными цветами на протяжении веков считались белый, золотой, пурпурный и красный. Зеленый цвет ассоциировался с земным, а черный – с негативными понятиями и отдаленностью от бога. Однако нельзя утверждать, что европейская цветовая символика формировалась исключительно под влиянием теологии. Выдающиеся деятели культуры и науки создавали системы цветовой символики без религиозного мистического значения. Так, Аристотель связывал белый с водой и воздухом, желтый с огнем и солнцем, черный с землей. Система Леонардо да Винчи также была лишена мистики: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода и т.д. И. Ньютон разработал цветовой код музыкально-цветовых ассоциаций: красный – нота До, оранжевый – Ре и так далее. Очень своеобразный, почти философский смысл цвету придают на Востоке. Традиционная китайская цветовая символика неразрывно связана с древней пентадой, отражающей структуру мироздания. В этой системе пять элементов – дерево, огонь, земля, металл и вода – взаимосвязаны с множеством природных и социальных явлений. Цвета распределены по сторонам света, при этом центральное место занимает главный символ. Так, зеленый цвет ассоциируется с деревом, востоком, весной, Юпитером, драконом, подданными, нотой Цзюэ, характеризуется гибкостью и кислинкой. Красный – это огонь, юг, лето, Марс, феникс, справедливость, нота Шак, символизирует пламя, восхождение вверх и горечь. Желтый цвет – земное начало, центр, времена года, Сатурн, государство, нота Чжи, олицетворяет плодородие и сладость. Белый – металл, запад, осень, Венера, тигр, правитель, нота Гук, представляет собой переменчивость и остроту. Черный – вода, север, зима, Меркурий, черепаха, смуту, нота Юй, символизирует течение вниз, влажность и соленость. Японская цветовая символика также глубоко укоренена в религиозных и философских представлениях. Под влиянием китайской философии, японская культура переняла и ее язык цветовых символов. Фундаментальные философские понятия «ян» и «инь» также имеют соответствующие цветовые обозначения: белое – светлое, а черное – темное. Как и в других случаях, символическое значение цвета неразрывно связано с его выразительностью. Цветовая символика играет важную роль в японском театре на протяжении многих веков. Например, красный грим актера указывает на его смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу. Синий цвет передает хладнокровие, злость и безнравственность, а сине-фиолетовый – страх. Черный и коричневый цвета ассоциируются с божественностью и потусторонним миром. Анализ цветовой символики различных культур позволяет сделать вывод, что на уровне ассоциаций и кодовых обозначений она часто достаточно реалистична и поэтому имеет много общего в разных культурах. Глубокое эмоциональное воздействие оказывают на нас красочные оттенки природы и гармоничные цветовые сочетания в живописи, декоративно-прикладном искусстве и книжной графике.В дизайне интерьера, цвет – ключевой инструмент, который играет важную роль, так как отражает психологическое состояние и индивидуальность людей, живущих в помещении. Обдуманный выбор цветовых решений и их гармоничное сочетание имеет решающее значение, учитывая назначение и имидж строения, а также предпочтения и желания заказчика. В этой статье мы сосредоточимся на неочевидных качествах цвета, позволяющих менять пространство – делать его просторнее или наоборот, компактнее.Иногда, чтобы освободить больше места, не нужно менять планировку — достаточно изменить цвет поверхности, используя определенные оттенки или материалы. Комбинация цветов или текстур способна изменить восприятие перспективы, благодаря чему комната может казаться выше, шире или длиннее.Перечислим несколько приемов для изменения атмосферы помещения:Визуальное увеличение пространства. Использование светлой цветовой гаммы, в которой оттенки обладают способностью отражать естественный свет, позволит создать иллюзию простора. Визуальное сжатие пространства. Чтобы создать впечатление компактной, небольшой и уютной комнаты, рекомендуется использовать более насыщенные оттенки. Они будут поглощать большую часть естественного света, создавая ощущение замкнутости и закрытости.Визуально опустить потолок. Для достижения уютного эффекта можно акцентировать внимание на высоте потолка. Если он будет темнее стен, или будет видна его текстура, будет казаться, что потолок ниже.Визуально поднять потолок. Обычно низкие потолки создают дискомфорт для людей с предпосылками к клаустрофобии. Если сделать стены темнее, но оставить потолок светлым, будет казаться, что он выше.Визуально расширить комнату. Затемнение дальней стены и потолка при сохранении светлых боковых стен – позволит визуально расширить пространство. Эта техника часто используется, например, в коридорах.Визуальное сужение пространства. В этом случае делаем все наоборот - окрашиваем две противоположные боковые стены темнее других стен и потолка, чтобы комната казалась более узкой и вытянутой. Такой прием используется для корректировки неправильных пропорций или размеров комнаты.Визуально воздать уютный уголок. Чтобы сохранить интерьер светлым, но добавить в него укромное и уютное место, можно сосредоточиться на одной стенке, сделав ее темнее.Визуальное укорачивание стен по вертикали. Для придания пространству компактности и завершенности, можно ограничиться затемнением нижней части стен.В экстерьере цвет может влиять на восприятие здания. Для создания нужной атмосферы в экстерьере с помощью цвета можно использовать следующие приёмы:Монохромная гамма. Близкие оттенки одного цвета в фасаде и в ландшафте создают впечатление единого целого. Контраст. Использование комплементарных цветов на цветовом круге, создаёт яркий и запоминающийся образ. Акцентный цвет. Выбор одного яркого цвета и использование его в качестве акцента как на фасаде дома, так и в растениях сада. Натуральная гамма. Использование цветов, встречающихся в природе. Например, сочетание оливково-зелёного фасада здания с зелёными растениями и белыми цветами в саду.Классическая гамма. Традиционные цветовые сочетания всегда выглядят выигрышно и стильно. Например, белый фасад дома с красными и голубыми цветами. Не стоит забывать, при выборе цветового решения необходимо учитывать окружающий ландшафт и архитектурный стиль зданий. В заключение, следует подчеркнуть, что использование разных сочетаний цветов и оттенков, а также приемов композиции, позволяет визуально корректировать пропорции и восприятие интерьера или же экстерьера, преображая и создавая в нем желаемую атмосферу.Список литературыВласов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т. – СПБ., 2007. – 568 с. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008. Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве – Беларусь, 2005. – 152 с. Потокина Т. М. Понятие цвета и его роль в архитектуре / философские проблемы культуры - 2009. - №1(9). -С. 77-79 Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. М., 2006. Садыкова С. З. Взаимосвязь цвета и темперамента в изобразительной деятельности [Электронный ресурс] / С. З. Садыкова: автореф. дис… канд. психологических наук. – Режим доступа. – Сальник Т.С., Жукова Л.Г. Современное строительство и архитектура/Цвет в архитектуре – 2018. -№2(10)- С. 5-7 Хандамов А.А., Ивлиева У.П.,Рудая О.А. Наука и образование/Цвет в архитектурном проектировании – 2022. Хен Р. Азбука цветов. – Берлин, 1979. – 75 с. Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов – на – Дону, «Феникс», 1999. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Серия «Учебники, Учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 288 с. Энциклопедия: Искусство. – М.:Филинъ,1997.
