Публикации
Технологии обучения составлению загадок для дошкольного возраста.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии обучения составлению загадок для дошкольного возраста.
Автор: Сёмик Елена Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии обучения составлению загадок для дошкольного возраста.
Автор: Сёмик Елена Геннадьевна
Технологии обучения составлению загадок для дошкольного возраста.Загадка имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, формируют представления о переносном значении слов, развивает и обогащает речь детей, помогает усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Составление загадок – это непростая задача для детей, которая способствует расширению и активизации лексики детей, развития у них образной речи. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Но, к сожалению, опыт показывает, что отгадывание происходит у самых сообразитель-ных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Поэтому, развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В практике работы с детьми дошкольного возраста я использую три основных модели составления загадок. Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?» Определение свойств и качеств, выбранного объекта. Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. - Какой снег по цвету? - Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой снег по действиям? - Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он на ощупь? - холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы: Какой? Что бывает таким же? Белый мел, скрипучий пол, холодный лёд, легкий пух. После заполнения таблички воспитатель предлагает произнести загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух. Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Модель 2. Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?» Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Пример составления загадки про белку с детьми 5 лет. - Что делает белка? - Прыгает, карабкается, собирает, грызет. - Прыгает как кто или что? - Прыгает как зайчик. - Карабкается как обезьяна. - Собирает как хозяйка. - Грызет, как хомяк. Что делает? Что (кто) делает так же? Прыгает Зайчик Карабкается Обезьяна Собирает Хозяюшка Грызет Хомяк Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не". Можно попросить детей дать образные характеристики объектам. Пример: Составление загадки про белочку: "Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк. Модель 3. Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное. «Части» «На что похоже?» - «Чем отличается?» Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Пример составления загадки про цветок: - На что похож цветок? - На бабочку. - А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает. - Еще на что похож? - На зонтик, но маленький. - А еще? - На бантик, но бантик не живой. На что похоже? Чем отличается? Бабочка но Не летает Зонтик Маленький Бантик, но Живой Текст получившейся загадки: "Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой". Формы работы с детьми по составлению загадок: 1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика. Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку. 2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах. 3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители. Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Напоследок хотелось бы ещё отметить, что применять данную технологию в своей работе могут как воспитатели, так и педагоги- специалисты в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родители. Кроме этого, данная технология не требует большой подготовки.
