Публикации
"Чудесный мир фольклора"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Чудесный мир фольклора"
Автор: Дектерёва Екатерина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Чудесный мир фольклора"
Автор: Дектерёва Екатерина Николаевна
ЧУДЕСНЫЙ МИР ФОЛЬКЛОРА Слайд 2Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение. Русский фольклор глубоко патриотичен. Слайд 3Именно через фольклор подрастающее поколение получает представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважение к социуму, любви к малой и большой Родине.Слайд 4Приобщение родителей и детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей русский фольклор во всем его многообразии.Слайд 5Цель нашего проекта: создать развивающую предметно-пространственную среду для приобщения детей к культуре русского народа.Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными песнями, народными играми, традициями русского народа; развивать познавательный интерес к устному народному творчеству, активную речь, двигательную активность; воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре; привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, а именно провести совместные мероприятия с детьми. Слайд 6На следующем слайде представлена информационная карта проекта. Представленный проект по доминирующему методу относится к информационному, так как его целью является сбор информации об устном народном творчестве и ознакомление детей с русскими народными песнями, играми, традициями русского народа. Также проект сочетает в себе элементы творчества, которые прослеживаются в совместной деятельности участников и в представлении результатов проекта в качестве итогового мероприятия.По количеству участников проект является фронтальным, так как выполняется всем коллективом: воспитателями, родителями и детьми средних групп в возрасте 4-5-ти лет.По продолжительности наш проект долгосрочный. Его реализация осуществлялась в течение учебного года. Задачи проекта были очень емкие, поэтому для их решения требовались определенные усилия и достаточное время.Так как проект информационный, первым продуктом мы представим лэпбук «Путешествие в прошлое предметов домашней утвари», в котором представлена коллекция старинной посуды, ее назначение, названия материалов, из которых она сделана. Второй продукт проекта носит более практическую направленность – это собранная и оформленная картотека народных игр для детей среднего дошкольного возраста.Слайд 7В процессе реализации проекта мы запланировали достижение следующих результатов:расширение представлений детей об окружающем мире; обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа; повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников; знание народных игр, использование их в свободной деятельности; повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края. Слайд 8Организация осуществления проекта включала в себя три этапа. Рассмотрим каждый из них более подробно. На подготовительном этапе, в сентябре, мы приступили к разработке идеи будущего проекта: обозначили проблему, цель, задачи, разработали план мероприятий, определили, какими будут продукты проекта и ознакомили родителей с мероприятиями предстоящего проекта.Основной этап проекта – самый продолжительный по времени. Он проходил на протяжении семи месяцев (с октября 2023 г. по апрель 2024 г.). На данном этапе была организована непосредственно практическая деятельность с детьми и родителями. Заключительный этап проекта состоялся в конце учебного года, на майском педсовете. Представление реализованного проекта включало в себя презентацию результатов деятельности, в основе которой был заложен материальный продукт, представляющий ценность для дошкольников. В нашем случае – это лэпбук «Путешествие в прошлое предметов домашней утвари» и картотека народных игр для детей среднего дошкольного возраста.Слайд 9При реализации проекта мы использовали разнообразные методы, способы, приемы для того, чтобы органично вписать устное народное творчество в жизнь детей и их родителей. Один раз в месяц мы проводили с детьми тематические занятия в рамках проекта. С темами непосредственно-образовательной деятельности предлагаем ознакомиться на слайде.Слайд 10Кроме включения фольклора в непосредственно-образовательную деятельность, мы использовали его различные формы и в совместной деятельности педагогов с детьми. Педагоги знакомили детей с малыми формами фольклора, рассказывали об их особенностях, выявляли сходства и различия между ними. Вместе с детьми разучивали пословицы, поговорки, скороговорки, русские народные песни. Слайд 11С помощью драматизации потешек развивали выразительность детской речи и артистические способности.Слайд 12-14Особый отклик в детских сердцах занимают русские народные сказки. Поэтому мы не просто их читали и пересказывали, а обыгрывали с помощью различных видов театра.Слайд 15Для родителей с детьми было организовано совместное мероприятие по изготовлению театра на столе по русским народным сказкам «Наши руки не для скуки».Слайд 16Для того, чтобы ребятам было легче запомнить сюжет при ознакомлении с новыми сказками, предлагаем им отобразить героев, предметы, то, что особенно понравилось, с помощью рисования.Слайд 17Использование фольклора неразрывно связано с игровой деятельностью детей. Русские народные игры гармонично вписываются в воспитательно-образовательный процесс с детьми. Педагогами был организован досуг «Поиграй-ка!», во время проведения которого ребята узнали новые народные игры.Слайд 18Любимой игрушкой во все временя считается кукла. Воспитатели поделились с ребятами информацией о происхождении и особенностях народных кукол, которых они изготовили в соответствии с народным календарем.Слайд 19Через игрушку у детей происходит формирование отношения к людям и вещам. Выполненная из натуральных материалов, народная кукла знакомит ребёнка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Поэтому для детей и родителей был проведен мастер-класс по изготовлению куклы-самокрутки. Приобщение к народному творчеству, в частности, к изготовлению кукол, помогает сформировать в сознании детей целостный, обобщенный образ Родины-матери. Слайд 20Все многообразие народных игрушек было представлено на выставке «Ярмарка народных игрушек».Слайд 21В течение учебного года, в рамках реализации проекта, педагогами совместно с родителями были организованы несколько экскурсий. Одна из них проходила на Муравьевской горке. Ребята увидели, как в реальности выглядит мельница.Слайд 22Следующая экскурсия была посвящена знакомству детей с убранством русской деревенской избы. Она проходила в доме-музее «Светлогорница».Слайд 23Еще ребята побывали в гостях у народного умельца – Федяевского В.Г.Слайд 24А в качестве маршрута выходного дня семьи наших воспитанников посетили интерактивное занятие в Вельском краеведческом музее.Слайд 25Закрепление знаний детей по теме проектной деятельности мы провели на итоговом мероприятии «Знатоки русских традиций». Ребята были одеты в русские народные костюмы. Слайд 26Торжественная церемония открытия мероприятия сопровождалась прослушиванием гимна Российской Федерации и патриотической танцевальной композицией. Флаг России служил фоновым дополнением.Слайд 27На протяжении реализации проекта родители были неотъемлемыми его участниками. Семьи изначально приняли участие в опросе «Традиции моей семьи», познакомились с традиционными видами русской одежды, ее видами и назначением. Для этого педагоги разработали информационный лист «Традиционная русская одежда». Слайд 28Чтобы ознакомить родителей с народными играми, в которые можно играть с детьми в домашних условиях, была оформлена папка-передвижка «Народные игры для малышей». Папка-передвижка «Устное народное творчество в развитии детей среднего дошкольного возраста» помогла познакомить родителей с видами народного творчества и приемами использования их дома.Продуктами нашего проекта являются лэпбук «Путешествие в прошлое предметов домашней утвари» и картотека народных игр для детей среднего дошкольного возраста, которые бы мы хотели представить.Слайд 29Подводя итоги реализованного проекта, можно сделать вывод о том, что с помощью устного народного творчества, мы не только способствовали речевому развитию и развитию памяти, но и, самое главное, обогащали духовный мир каждого ребенка. Так, впитывая по крупицам народную культуру, дети не смогут оставаться равнодушными и непричастными к жизни своего народа и родной страны.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКнязева О.Л., Маханева М.Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.: ил. / (Серия: «Из опыта педагога») Русские народные песенки. Для чтения взрослыми детям Улыбышева М. Русская изба. От печки до лавочки. М.: Изд-во «Настя и Никита», 2022г.
