Публикации Основные формы учебной деятельности на занятиях

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные формы учебной деятельности на занятиях
Автор: Суродеева Ольга Николаевна

Основные формы учебной деятельности на занятиях Подготовила преподаватель: Суродеева О.Н.У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас особое значение в связи с всё возрастающим объёмом всевозможной информации. Критерием оценки деятельности студентов, является обеспечиваемые ею условия для развития его индивидуальности.В этих условиях особое значение приобретает формирование у студентов самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умения самостоятельно строить свою деятельность.Поэтому в своей практике основные усилия направляю на реализацию таких целей, как:1) доведение студентов до обязательного уровня подготовки и создание условий для усвоения учебного материала на более высоких уровнях;2) воспитание самостоятельности и творческой активности, студентов в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в конкретных условиях.Для достижения этих целей ставлю перед собой следующие задачи:
  • формирование у студентов необходимых умений и навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • выявление склонностей и способностей студентов;
  • организация совместной деятельности, обеспечивающей комфортность студентов обучения, способствующей культурно-интеллектуальному развитию студентов;
  • развитие мыслительной и творческой активности студентов;
  • формирование личностных качеств: самостоятельность, трудолюбие;
  • развитие интереса к предмету.
  • Для решения данных задач использую следующие формы обучения.
  • Общеклассные формы организации занятий: традиционные и нетрадиционные уроки, конференции, семинары, лекции, собеседования, консультации, зачетные занятия.
  • Групповые формы обучения: групповая работа на занятиях, групповые творческие работы.
  • Индивидуальные формы работы в группе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
  • Применяю следующие методы обучения:
  • Словесные: лекция, рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.
  • Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
  • Для решения выше указанных задач на занятиях, внеклассных мероприятиях, предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности: работу с книгой, поисковые методы, практические работы, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, повышающие познавательную активность и сознательное отношение к учебе, ибо, как говорил Ян Амос Каменский, - «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и умению».На всех этапах обучения предлагаю студентам различные виды и различные формы учебных занятий. Организация учебной деятельности студентов выполняется в различных формах: фронтальной, индивидуальной, групповой.При самостоятельном выполнении заданий студентов работают в разном темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения заданий самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности студентов, но и от индивидуально-физио-логических способностей. Для одного самостоятельность проявляется уже в том, что он без чьей-либо помощи выполнил упражнение по только что разобранному образцу, а для другого довольно просто выполнить задание несколькими способами, в том числе нетрадиционными. Все это стараюсь учитывать при подборе заданий для самостоятельной работы. Самостоятельную работу организую в разного вида парах: статистической, динамической, вариативной. Консультацию провожу практически на каждом занятии во время индивидуальной работы с учащимися, тогда как веся группа работает самостоятельно. И, наконец, все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя) присутствуют на каждом занятии.Перед изучением темы провожу исходный контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. После этого провожу лекцию с кратким изложением всей темы. Формы проведения занятий разнообразные: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные уроки и т.д.В процессе изучения нового материала, после объяснения новой темы студенты самостоятельно работают с текстом. Отвечают на заранее записанные, на доске или на листе вопросы. Сами составляют вопросы для взаимоконтроля (иногда даю, как домашнее задание). Составляют план ответа. На каждом занятии студенты получают разноуровневые задания для самостоятельной работы. Такая организация деятельности создает благоприятный психологический климат на занятии. Исчезают чувство страха, неуверенности. Каждый студент знает, что приходится делать на занятии, видит перед собой реальную цель. Все студенты находятся в одинаковых условиях. В процессе обучения каждый студент контролирует других, проверяет, объясняет и сам кому-то отвечает, т.е. включению студента в деятельность помогает социальный мотив и постоянная смена деятельности. После выполнения всего объема работы предлагается контроль: самостоятельная работа обязательного уровня. Если ошибок в работе нет, переходят к карточкам второго уровня, затем третьего.При проведении итогового контроля использую самые разнообразные формы: тестирование, письменную контрольную работу, практическую контрольную работу на компьютере и другие.